Рубрика: Термины        1         2 комментария

Сказка — описание явления

«Сказки гуляют по свету» — Валентина Толкунова:

Сказка — один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел.

Сказка

И.Я. Билибин. Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная».

Лучшие сборники сказок (арабских — «Тысяча и одна ночь», индийских — «Панчатантра», немецких — братьев Вильгельма и Якоба Гримм, русских — Александра Николаевича Афанасьева, наряду с классическими литературными сказками Шарля Перро, Ханса Кристиана Андерсена, Вильгельма Хауфа, Александра Сергеевича Пушкина, вошли в сокровищницу мировой культуры.

Другое определение сказки — один из основных жанров устного народно-поэтического творчества, эпическое, преимущественно прозаическое художественное произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Сказками называют различные виды устной прозы, отсюда разнобой в определении её жанровых особенностей. От других видов художественной эпики сказки отличается тем, что сказочник подаёт её, а слушатели воспринимают прежде всего как поэтический вымысел, игру фантазии. Это, однако, не лишает сказок связи с действительностью, определяющей идейное содержание, язык, характер сюжетов, мотивов, образов.

Во многих сказках нашли отражение первобытные общественные отношения и представления, тотемизм, анимизм и др. Для сказок, сложившихся при феодализме, характерны такие образы, как царь, царевич, рыцарь, король. В эпоху капитализма увеличивается интерес сказочников к теме денег, торговли; в сказках изображается контраст богатства и бедности, всё сильнее звучат мотивы классового антагонизма. В настоящее время одни сказки продолжают свою жизнь в книге, другие уходят из народного быта либо становятся достоянием детей, третьи продолжают интересовать взрослых слушателей. В сказках народов мира много общего, что объясняется сходными культурно-историческими условиями их жизни. Вместе с тем сказки обладают национальными особенностями, отражают уклад жизни того или иного народа, его труд и быт, природные условия. Сказочники привносят в исполняемые ими сказки свои индивидуальные черты, поэтому большинство сказок известно во многих вариантах.

Можно выделить наиболее характерные группы сказок, каждая из которых имеет особую морфологическую структуру. Сказки о животных занимают видное место в фольклоре народов Севера, Северной Америки и особенно Африки. Часть их возникла, очевидно, в доклассовом обществе и была связана с тотемизмом. С течением времени они теряли свой мифологический и магический характер, приближаясь к нравоучительной басне. Некоторые из волшебных сказок также первоначально были связаны с мифами и имели магическое значение.

Мировое распространение получили волшебные сказки о змееборстве, о мачехе и падчерице (неродной дочери одного из супругов), о добывании чудесных предметов и другие.

Волшебные сказки всех народов отличаются богатой словесной орнаментикой, им свойственны затейливые присказки и концовки, повторы и т. д.

Авантюрные сказки излагают необыкновенные приключения героя, трактуя их обычно без волшебной фантастики. Герои этих сказок проявляют гибкий ум, находчивость, ловкость. К ним примыкают и сказки об исторических деятелях.

Бытовые сказки часто отличаются острой социальной направленностью. Героем их обычно выступает бедный крестьянин, работник или солдат в хорошо знакомой сказочнику обстановке. Известны также сказки-небылицы, так называемые докучные сказки и др.

Народным сказкам посвящена большая исследовательская литература. Представители мифологической теории в фольклористике изучали сказки как «осколок древнего мифа». Компаративисты интересовались главным образом совпадением сюжетных схем или отдельных мотивов в сказках разных народов и пытались установить пути распространения сказок. Сторонники антропологической школы создали теорию о единой бытовой и психологической основе самозарождения сказочных сюжетов.

Баба-яга

Сказка. И. Я. Билибин. «Баба-яга в ступе». Иллюстрация к сказке «Василиса Прекрасная». Акварель, тушь, серебро, золото. 1900. Музей Гознака. Москва.


Российскими учёными многое было сделано в изучении взаимоотношения индивидуального и коллективного начала в сказках. Лучшие сборники сказок разных народов вошли в сокровищницу мировой литературы. Таковы сборники восточных сказок «Тысяча и одна ночь», индийской «Панчатантра», немецких сказок братьев В. и Я. Гримм, сборник русских сказок, составленный А. Н. Афанасьевым. В советское время были опубликованы многочисленные сборники сказки народов СССР.

Сказки постоянно привлекают внимание писателей, широко использующих сказочные образы, темы и сюжеты, создающих литературные сказки. Таковые авторов А. С. Пушкина, Х. К. Андерсена, В. Хауфа, Ш. Перро, в российской литературе — Алексея Николаевича Толстого, Корнея Ивановича Чуковского, Самуила Яковлевича Маршака, пьесы-сказки русского драматурга м и др. Примером сатирического использования возможностей сказок являются сказки Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (настоящая фамилия Салтыков; псевдоним Н. Щедрин).

К образам и сюжетам сказок обращаются так же многие художники и композиторы. (Э. В. Померанцева)

Более подробно о сказках читайте в литературе:

  • Андреев Н. П., Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне, Л.,1929;
  • Motif-index of folkliterature by Stith Thompson, v. 1 — 6, Bloomington (Ind.), [1955 — 1958];
  • Boltc J. und Polivka G., Anmerkungcn zu den Kinder-und Hausm?rchcn der Br?der Grimm, Bd 1 — 5, Lpz., 1913 — 1932;
  • The types of the folktale. A classification and bibliography. Antti Aarnc’s Verzeichnis der M?rchentypen, translated and enlarged by Stith Thompson, 2 ed. rev., Hels., 1961. Лит.: Азадовский М. К., Русская сказка. Избр. мастера, т. 1 — 2, М. — Л., [1932];
  • Веселовский А. Н., Собр. соч., т. 16, М. — Л., 1938;
  • Мелетинский Е. М., Герой волшебной сказки. Происхождение образа, М., 1958;
  • Померанцева Э. В., Судьбы русской сказки, М., 1965;
  • Пропп В. Я., Морфология сказки, 2 изд., М., 1969;
  • его же. Исторические корни волшебной сказки, Л., 1946;
  • Новиков Н. В., Образы восточнославянской волшебной сказки, Л., 1974;
  • L?thi Max, M?rchen, 2 Aufl., Stuttg., 1964;
  • Thompson S., The folktale, N. Y., 1946.


Понравилась статья? Лайкните, комментируйте, поделитесь с друзьями! Получите +1 к Карме :)

Обсуждение: 2 комментария
  1. Однажды Альберта Эйнштейна спросили, как мы можем сделать наших детей умнее. Его ответ был простым и мудрым: Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, сказал он, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок.

    Ответить
  2. Ирина:

    Мы любим сказки, но не верим в них.

    Алые паруса (Александр Грин)

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *